Семінар "Безпека праці 2012" 26-30.03.2012 в м. Яремче Друк
Научно-техническая поддержка государственного надзора
в области охраны труда и промышленной безопасности
в условиях административной реформы и новых требований законодательства.

Гончаренко В.И. – начальник ГП «Киевский ЭТЦ».

 

Уважаемый Александр Иванович,
уважаемые участники семинара!

Административная реформа, проводимая в стране, в значительной степени сказалась и на подходах, формах и методах осуществления государственного надзора и его научно-технической поддержки в сфере охраны труда и промышленной безопасности.

Все вы знаете на сколько претерпел изменения наш базовый Закон «Об охране труда», это статьи 19, 21, 39, 43.

После долгих лет согласований 26 октября 2011 года принято Постановление КМ Украины № 1107, которое в разы (цифры вы знаете) уменьшило нагрузку на субъекты хозяйствования и в целом на весь бизнес страны в упрощении разрешительной системы.

Сюрпризом для нас стал Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», принятый 19 мая 2011 года (о чем я остановлюсь ниже).

Перспективой развития нашей деятельности являются положения и задачи исходящие из Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и целый ряд других законодательных и нормативно-правовых актов (не буду отбирать хлеб у Ирины Григорьевны).

Однако, с вступлением в силу этих документов для всех без исключения экспертных центров уменьшились виды оказываемых экспертных услуг и их объемы. Практически полностью прекратилась экспертиза проектной документации на строительство, реконструкцию и техническое переоснащение производственных объектов.

Предвидя эту ситуацию, мы в Киевском ЭТЦ организовали работу по расширению сферы нашей деятельности, поиску новых видов работ.

Прежде всего, было решено освоить рынок соответствия продукции, процессов и услуг требованиям действующих регламентов. Работа эта оказалась нелегкой, но как говориться, дорогу осилит идущий.
И уже в феврале 2010 года Госпотребстандарт Украины назначил Киевский ЭТЦ органом по оценке соответствия продукции, процессов и услуг требованиям технических регламентов: - лифтов и безопасности простых сосудов высокого давления.

В настоящий момент в соответствии с Законом Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» и «О подтверждении соответствия», и введением в обязательное действие технических регламентов, Киевским ЭТЦ разработаны документы для назначения органа оценки соответствия продукции, процессов и услуг требованиям шести технических регламентов, находящихся в сфере влияния Госгорпромнадзора Украины, на который возложены функции технического регулирования.

Также заканчивается разработка документов для получения назначения органом оценки соответствия в Минэкономики по следующим шести техническим регламентам:
- водогрейные котлы, работающие на жидком или газообразном топливе;
- приборы, работающие на газообразном топливе;
- по электромагнитной совместимости оборудования;
- безопасности низковольтного электрического оборудования;
- безопасности машин и оборудования;
- оборудования и защитных систем, предназначенных для применения в потенциально взрывоопасной среде;
- передвижного оборудования, работающего под давлением,
которые охватывают продукцию, поднадзорную Госгорпромнадзору Украины.
При введении в действие технических регламентов:
- по пиротехническим изделиям;
- по составляющим частям и характеристикам колесных и сельскохозяйственных тракторов;
- по сельскохозяйственным и лесохозяйственным тракторам, их прицепам и сменным прицепным машинам, мы имеем намерение расширить свое назначение, как орган оценки соответствия.

Кроме того, разработаны и поданы документы для назначения Киевского ЭТЦ органом по сертификации:
- систем управления качеством (ДСТУ ISO 9001:2009 Системы управления качеством. Требования (ISO 9001:2008, IDT);
- систем охраны труда (ДСТУ OHSAS 18001:2010 Системы управления гигиеной и безопасностью труда);

Также проведены работы в соответствии с Декретом КМУ «О стандартизации и сертификации», по назначению Киевского ЭТЦ в Системе сертификации УкрСЕПРО, органом по сертификации продукции, на которую не распространяется действие технических регламентов, в том числе по взрывным материалам (по которым мы являемся единственным органом по сертификации в системе Госгорпромнадзора, после присоединения ОС «Промбезопасность» к Киевскому ЭТЦ).

В будущем планируется аккредитация органа оценки соответствия в НАУ.

В средине 2011 года начата работа по аккредитации испытательной лаборатории в Национальном агентстве по аккредитации Украины согласно требований ДСТУ ISO 17025. Для подготовки необходимой и полной документации, обучения кадров был заключен договор с Ассоциацией «Украинские аккредитованные органы по оценке соответствия». Постепенно мы приближаемся к решению поставленной цели.

Для коллег, кто сегодня намерен проводить аналогичную работу, скажу, что этот процесс при нынешних требованиях очень нелегкий, продолжительный по времени, требующий финансовых вложений в материальную, приборную и нормативную базу, в обучение специалистов (кстати, цены возросли значительно!). Но это того стоит. Поэтому, я лично еженедельно провожу детальный разбор с ответственными лицами о ходе проведения этой работы, оперативно принимая необходимые меры.

Вношу предложение – создать рабочую группу поддержки ЭТЦ, которые готовы или планируют проводить работу по аккредитации лабораторий, а также назначения органов по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов, тем более, что есть у нас и начальники ЭТЦ, и специалисты, которые имеют определенный опыт, которым надо поделиться с коллегами и помочь избежать ошибок, а порой и непонимания некоторых процедур. Учитывая, что для успешного инспектирования по назначению органов и аккредитации испытательных лабораторий, очень важную роль имеет наличие современных измерительных приборов в соответствии с заявленной сферой аккредитации, предполагаю создать консультационный совет по их применению, приобретению и т.п.

Не могу не остановиться на наболевшем вопросе. Киевский ЭТЦ в 2011 году произвел серьезное переоснащение электроизмерительной лаборатории новыми приборами и оборудованием, вложив в нее немалые финансовые ресурсы. Буквально на днях мы провели переаттестацию электролаборатории в Укрметртестстандарте, значительно расширив сферу аттестации свыше 1000 вольт, однако, как и многие другие ЭТЦ, мы не можем в полной мере производить экспертные работы в связи с отсутствием необходимых организационно-методических документов и нормативно-правовых актов.

Все руководители ЭТЦ знают как детально, с приобщением опытных специалистов, отрабатывались Методические рекомендации по порядку проведения экспертного обследования (технического диагностирования) электроустановок и электрооборудования, первая редакция которых была направлена в Комитет в апреле 2011 года. Все технические вопросы были согласованы с управлением организации государственного надзора в металлургии, машиностроении, энергетике, строительству и котлонадзору, на протяжении месяца. Но замечания от юридического управления мы получили только через девять с половиной месяцев. Замечания устранены, Методические рекомендации 21 февраля 2012 года снова направлены на рассмотрение. К сожалению, такая «оперативность» не в нашу пользу.

Теперь, пожалуй, о самом важном и, наверное, самом непонятном для большинства присутствующих на семинаре – о государственном рыночном надзоре.

Чтобы как-то разобраться в этом вопросе, на IV-ю Международную конференцию были специально приглашены: Светлозар Толев – основной эксперт проекта по рыночному надзору ЕС, Дмитрий Луценко – координатор, эксперт по юридическим вопросам и другие специалисты, которые в общих чертах раскрыли суть рыночного надзора.

Более детально эти вопросы были обсуждены в ГНМЦ на семинаре с представителями Теруправлений и ЭТЦ.

Однако, четкого места ЭТЦ в схеме рыночного надзора сегодня понять невозможно. В то же время ст. 23 п. 13 Закона гласит:
п. 13. У разі якщо суб’єктам господарювання надано висновки експертизи, протоколи випробувань продукції або сертифікати відповідності, видані акредитованими органами з оцінки відповідності, органи ринкового нагляду беруть до уваги ці документи при проведенні перевірок характеристик продукції.

Это то, чем мы занимаемся сейчас, но только те ЭТЦ, которые аккредитованы как органы по оценке соответствия продукции. Эти работы проводятся с заказчиками на договорной основе, без необходимости привлечения бюджетных средств.

Если же эта работа пойдет по пути бюджетного финансирования, как это предусмотрено законом, то, как мы знаем из практики, у нас будут серьезные проблемы.

Сергей Константинович, вношу предложение собрать из специалистов ЭТЦ рабочую группу и подготовить документ, который определял бы конкретные действия экспертных организаций и их взаимодействия с теруправлениями и нашей Службой.


Теперь о сюрпризе Минрегионбуда, который полностью отстранил наши ЭТЦ от экспертизы проектной документации, в т.ч. и по объектам IV и V категории сложности по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.
Как развиваются события?

Согласно приказа Минрегионбуда № 53 от 23.05.2011 года утвержден перечень 31 экспертной организации, как государственной, так и частной форм собственности, которые якобы отвечают критериям, установленным в этом приказе. Нас в этом перечне нет. Причина – у нас нет обученных экспертов, которые бы прошли профессиональную аттестацию и получили квалификационные сертификаты в секции профессиональной аттестации экспертов Аттестационной архитектурно-строительной комиссии, в которую приказом № 351 от 16.12.2011 года включен наш Иванченко Валерий Иванович.

Ни один ЭТЦ не может подать в эту секцию заявку на обучение наших экспертов.

А почему не можем? Потому, что согласно Порядка аттестации (Постановление КМУ № 554 от 23.06.2011) только физические лица могут подать заявление на обучение и аттестацию, как ни странно и по вопросам охраны труда. Кого и кто может учить по нашим вопросам, кто в конце-концов может быть профессиональнее наших технических экспертов, которые уже на протяжении полутора десятка лет через каждые 3 года проходят переаттестацию в ГНМЦ.

Для кого создана эта частная лавочка и кормушка?!

После последней коллегии Госгорпромнадзора, которая проходила в студии МЧС, у меня была беседа с помощником министра.
В МЧС удивлены нашей «капитуляцией» и рекомендуют проявить настойчивость по защите наших законных прав на участие в экспертизе проектной документации по вопросам охраны труда и не как частных лиц, а как государственных предприятий. Аттестация наших специалистов уже проведена ГНМЦ и я не думаю, что два института НИИСП и НИИСК ответственных за аттестацию экспертов, сделают эту работу лучше.

15.02.12 г. на сайте Минрегионбуда объявлено о начале работы региональных органов Аттестационной архитектурно-строительной комиссии.
В конце этого сообщения они заявляют, что готовы к сотрудничеству по вопросам подготовки специалистов к профессиональной аттестации и ждут предложений от подготовленных предприятий и организаций.
Надо воспользоваться этим предложением и настоять, чтобы аттестация наших экспертов в ГНМЦ автоматически давала право на получение сертификата и соответственно проведение экспертизы проектной документации нашими ЭТЦ.
Уважаемый Александр Иванович, мы очень просим Вас вмешаться в эту ситуацию и еще раз провести разговор, встречу или круглый стол с руководством Минрегионбуда и найти правильный, государственный подход к этому важному вопросу.

И последний вопрос. Это взаимодействие на рынке экспертных услуг экспертных организаций всех форм собственности.

Сегодня на семинаре у нас присутствуют руководители экспертных организаций, которые являются членами ассоциации «Укрэксперт», поэтому, хотелось бы услышать ваше отношение к проблеме, которую я затрону.
В последнее время ЭТЦ да и нормальные частные организации практически полностью проигрывают тендерные процедуры закупки услуг по диагностике и экспертном обследовании оборудования на крупных промышленных предприятиях. Причина изначально заложена в тендерных процедурах – на первом месте низкая стоимость услуг и уж никак не качество.
Пользуясь этим, нечистоплотные экспертные организации в наглую демпингуют, уменьшая цену в 3-4 раза, а иногда и более, чем дают в своих предложениях ЭТЦ, притом не с потолка, а на основании экономического обоснования, калькуляций, и утвержденной стоимости человеко-часа.
В результате по «стахановски» и дешево выдаются сфальсифицированные, либо просто не компетентные и не соответствующие требованиям НПАОП экспертные заключения.

Приведу лишь два примера.
Уполномоченная специализированная организация ООО «РЭМО» выполнила в октябре 2010 года техническое диагностирование воздухосборника на Стадницком спиртзаводе в Киевской области.
В результате:
а) заключение по содержанию и по форме не соответствует требованиям НПАОП «Посудини, що працюють під тиском…»
б) не проведены такие обязательные работы как:
- измерение твердости металла обечайки, днищ и крышки;
- измерение калибрами резьбы крепежных деталей;
- не проведен ультразвуковой контроль, в то же время записано, что проведена магнитопорошковая дефектоскопия (это «липа», потому что в сосудах емкостью 500 л внутренние поверхности недоступны для проведения МПД) и т.д.

Этой же экспертной организацией в 2011 году 30 декабря проведен первичный техосмотр 2-х козловых кранов путевой машинной станции № 285 ст. Бахмач в Черниговской области. По результатам которого было дано заключение на возможность их эксплуатации.

При проведении экспертизы на соответствие этих кранов требованиям НПАОП Черниговским ЭТЦ было выявлено более 30 замечаний по порядку проведения техосмотра ООО «Рэмо», согласно которым недопустимо вводить в эксплуатацию эти краны.

К тому же ООО «Рэмо» регулярно игнорирует требование постановления КМУ № 687 (п. 41).
Не смотря на замечание, которое было высказано руководству РЭМО в 2009 году, отчеты в уполномоченную организацию – Киевский ЭТЦ в 2010 году были представлены только за два месяца, в 2011 – ни единого раза.

Нередко можно встретить и такие подходы к работе как, например, позволяет себе ООО «ТЭСКО».
08.09.2011 был заключен контракт с ООО «Принт ЛТД» на проведение экспертизы на соответствие импортного оборудования – автопогрузчиков 83-х моделей с их модификациями. (это оборудование относится к технологическому транспорту).
Так вот, на это количество японского оборудования было выдано экспертное заключение в день подписания контракта т.е. 08.09.2011, а само заключение выполнено экспертом – который не обучен и не аттестован по технологическому автотранспорту.

Считаю, что подобное отношение к качеству оказания экспертных услуг отдельными специализированными и экспертными организациями, подрывает наш авторитет и формирует негативный имидж системе научно-технической поддержки государственного надзора.

Пользуясь случаем, хочу обратиться к руководителям всех экспертных организаций (особенно к тем, кто сегодня не участвует в семинаре) – в свое время вы получили разрешение и доверие на проведение экспертных услуг, которые должны быть главной составляющей научно-технической поддержки государственного надзора, если вы это доверие не оправдываете и порочите систему, значит, таким организациям не должно быть места на рынке экспертных услуг.

Учитывая, что в ассоциации «Укрэксперт» создан реестр экспертных организаций (который, кстати, тоже игнорируется отдельными ЭО и СЭО), необходимо создать и реестр качества экспертных услуг, с ежемесячным анализом состояния дела по каждому региону, для последующего направления информации в территориальные управления к и нашу Службу для соответствующих выводов.

Благодарю за внимание!